ПИЙ XII
Том LVI, С. 423-426
опубликовано: 29 мая 2024г.

ПИЙ XII

Пий XII, папа Римский. Фотография. 1939 г.Пий XII, папа Римский. Фотография. 1939 г. (2.03.1876, Рим - 9.10. 1958, Кастель-Гандольфо; до избрания папой - Эудженио Пачелли), папа Римский (со 2 марта 1939). Происходил из аристократической рим. семьи, тесно связанной с Римской курией: его дед, Маркантонио Пачелли, являлся членом правительства Папского гос-ва при папах Римских Григории XVI (1831-1846) и Пие IX (1846-1878), был в числе основателей газ. «Osservatore Romano» (1861). Отец, Филиппо Пачелли, служил адвокатом Римской Роты. Старший брат, Франческо Пачелли, участвовал в переговорах о заключении Латеранских соглашений (1929). Эудженио Пачелли учился в лицее Висконти и в коллегии Капраника, затем - в Григорианском университете (1894-1899, с 1895, по состоянию здоровья, экстерном), после этого изучал теологию и право в рим. семинарии Сант-Аполлинаре (с 1959 папский Латеранский ун-т), к-рую окончил в 1902 г. 2 апр. 1899 г. рукоположен во пресвитера. С 1901 г. начал работать в Гос. секретариате. С 1905 г. младший чиновник (минутант), с 7 марта 1911 г. субсекретарь, с 20 июня 1912 г. просекретарь, с 1 февр. 1914 г. секретарь Конгрегации по чрезвычайным церковным делам. С 1914 г. секретарь комиссии по разработке Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici). Одновременно преподавал право в Папской академии церковной знати. Принимал непосредственное участие в миротворческих инициативах Папского престола в годы первой мировой войны; автор текста экзортации «Dès le début de Notre Pontificat» от 1 авг. 1917 г., которую папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) разослал воюющим державам в связи с началом 4-го года мировой войны (AAS. 1917. Vol. 9. Pars 1. P. 417-420).

20 апр. 1917 г. папа Бенедикт XV сделал Э. Пачелли титулярным архиепископом Сардским (рукоположен 13 мая папой Римским в Сикстинской капелле) и назначил апостольским нунцием в Баварию. С 22 июня 1920 г., со времени установления дипломатических отношений между Папским престолом и Германией, апостольский нунций в Берлине. За годы пребывания в Германии Э. Пачелли подписал от имени Папского престола конкордаты с Баварией (29 марта 1924) и Пруссией (14 июнь 1929), начал переговоры о заключении конкордата с Баденом (подписан 12 окт. 1932) и об общем конкордате с Германией (переговоры были приостановлены из-за разногласий между Папским престолом и правительством Германии по вопросу о школьном образовании). В 1924-1929 гг. вел в Берлине переговоры с представителями СССР о статусе католич. Церкви. 29 марта 1926 г. Э. Пачелли тайно рукоположил в сан епископа иезуита Мишеля д'Эрбиньи, отправлявшегося с миссией в СССР (см. в ст. Могилёвское католическое архиепископство). После того как в 1926 г. д'Эрбиньи был выслан из страны, Э. Пачелли сформулировал условия, по к-рым, с его т. зр., можно было бы достичь первоначальной договоренности с СССР: право отвода советским правительством католич. епископов в СССР; открытие католич. семинарии; свободный въезд в страну священнослужителей, с назначением к-рых согласилось правительство; получение этими священнослужителями финансовой помощи из-за границы. В Германии он принимал участие в духовном попечении о рус. эмигрантах и в оказании им материальной помощи.

На консистории 16 дек. 1929 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) возвел Э. Пачелли в достоинство кардинала-пресвитера (19 дек. получил титульную рим. ц. Санти-Джованни-э-Паоло). 7 февр. 1930 г. папа назначил его гос. секретарем вместо подавшего в отставку кард. Пьетро Гаспарри. С 25 марта того же года архипресвитер ватиканской базилики св. Петра и префект Конгрегации «Фабрика св. Петра». С 1 апр. 1935 г. камерленго Римско-католической Церкви. В качестве папского легата посетил евхаристические конгрессы в Буэнос-Айресе (1934; также побывал в Уругвае и Бразилии) и Будапеште (1938), дважды посещал Францию (в 1935 - Лурд, в 1937 - Париж и Лизьё); как апостольский визитатор совершил поездку в США (окт.-нояб. 1936). Вел переговоры (возобновившиеся после прихода к власти А. Гитлера) с представителем Германии Фр. фон Папеном о заключении конкордата с Германией (подписан 20 июля 1933). До этого подписал от имени Папского престола конкордат с Австрией (5 июня 1933).

Несмотря на соблюдаемый принцип невмешательства во внутренние дела стран в том, что касается формы правления (этот принцип был им подтвержден, напр., во время визита в Венгрию в 1938), кард. Э. Пачелли принял активное участие в разработке энциклик папы Римского Пия ХI «Mit brennender Sorge» (14 марта 1937) и «Divini Redemptoris» (19 марта 1937), направленных против тоталитарных режимов в нацистской Германии и в СССР.

На конклаве, собравшемся 1 марта 1939 г., после смерти папы Римского Пия XI, Э. Пачелли в 3-м туре голосования (2 марта) был избран папой Римским и принял имя Пий XII в честь предшественника. Церемония коронации состоялась 12 марта 1939 г. в Ватикане; тиару на П. возложил кардинал-перводиак. Камилло Качча Доминиони (1877-1946).

Заняв Папский престол, П. провел реформу управления гос-вом Ватикан: 20 марта 1939 г. была учреждена Папская комиссия по делам гос-ва Ватикан во главе с кард. Николой Канали (1874-1961) (AAS. 1939. Vol. 31. P. 176). П. пытался урегулировать отношения с нацистской Германией и предотвратить вооруженный конфликт, способный перерасти в общеевроп. войну. В апр.-мае 1939 г. папа Римский выступил с предложением созвать конференцию 5 держав для решения разногласий между Германией и Польшей относительно т. н. Данцигского (Гданьского) коридора. 24 авг. того же года П. обратился ко всему миру по радио с речью «Un'ora grave», в к-рой были следующие слова: «Вы не теряете ничего, сохраняя мир. Вы можете потерять все, начав войну» (Ibid. P. 333-335).

Проблема войны и мира стала одной из центральных в 1-й энциклике П.- «Summi pontificatus» от 20 окт. 1939 г. (Ibid. P. 413-453) и в проповеди «In questo giorno», с которой он обратился к коллегии кардиналов и Римской курии накануне Рождества 24 дек. 1939 г. (AAS. 1940. Vol. 32. P. 5-13). Папа сформулировал 5 основополагающих принципов, на базе к-рых должны начаться переговоры о мире: обеспечение всем нациям прав на существование и независимость; разоружение; воссоздание международных структур, на которые будет возложена функция арбитража; внимание к потребностям и справедливым требованиям всех народов и этнических меньшинств; необходимость руководствоваться принципами справедливости, религ. толерантности и гуманизма. В апр. 1940 г. П. отправил телеграммы с выражением соболезнований монархам Бельгии, Нидерландов и Люксембурга в связи с захватом этих стран гитлеровскими войсками. Стремясь предотвратить вовлечение в военный конфликт стран, сохранявших пока нейтралитет, в кон. 1939 - нач. 1940 г. П. обменялся визитами с королем Италии Виктором Эммануилом III (1900-1946), а 24 апр. 1940 г. обратился с письмом к главе итальянского правительства Б. Муссолини (1922-1943). В февр. 1940 г. папа встретился с М. Тейлором, представителем президента США Ф. Д. Рузвельта (1933-1945), и обсудил с ним способы удержать Италию от вступления в войну. Весной 1940 г. в Италии была развернута кампания «молитв о мире». Несмотря на вступление Италии в войну, в конце июня 1940 г. П. обратился к правительствам Германии, Италии и Великобритании с призывом положить конец боевым действиям.

Вопреки оказывавшемуся на него политическому давлению со стороны нацистской Германии и фашистской Италии П. не поддержал агрессию против СССР, в ноте от 18 янв. 1942 г. он отказался признать территориальные изменения, происшедшие в ходе боевых действий. В радиообращении ко всем народам мира «Benignitas et humanitas» 24 дек. 1944 г. папа развил доктрину Римско-католической Церкви о войне и мире, осудил военную агрессию, а также признал оправданным вооруженное противодействие агрессору (AAS. 1945. Vol. 37. P. 10-23). Вместе с тем П. избегал прямого политического осуждения лидеров Третьего рейха, опасаясь за судьбу католиков в Германии. П. неоднократно выражал критическое отношение к требованию союзников о безоговорочной капитуляции Германии, выдвинутому на конференции в Касабланке (14-24 янв. 1943) в ответ на призыв Гитлера к «тотальной войне». При этом папа Римский исходил прежде всего из гуманистических соображений: он делал различие между нем. народом, герм. войсками и нацистским режимом, отмечая, что после завершения войны нем. народ должен стать уважаемым членом международного сообщества.

Усилия П. были направлены на оказание поддержки населению, страдавшему от боевых действий. В своих выступлениях он регулярно затрагивал проблемы положения военнопленных. Вскоре после начала войны при Гос. секретариате Ватикана было создано Информационное статистическое бюро беженцев, пропавших без вести и военнопленных. Благодаря деятельности П. в Риме (в Ватикане, а также в зданиях, пользовавшихся правом экстерриториальности) было укрыто ок. 5 тыс. евреев. В радиовыступлении 24 дек. 1942 г. «Con sempre nuova» П. осудил преследования на расовой почве (AAS. 1943. Vol. 35. P. 9-24), однако в целом для его выступлений в военные годы была характерна определенная сдержанность, связанная с опасениями по поводу того, что слишком резкие заявления могут повлечь негативные последствия как для самих евреев, так и для католич. духовенства и верующих в оккупированных странах. В янв. 1941 г. П. был готов выразить решительный протест Германии в связи с арестом и отправкой в концентрационные лагеря ок. 40 тыс. голл. евреев, однако в последний момент уничтожил уже подготовленный к публикации в газ. «Osservatore rоmanо» текст, объяснив это так: «Письмо протеста голландских священников [от 13 янв. 1941] вызвало арест 40 тысяч человек, мой протест будет стоить жизни 200 тысячам. Я не могу и не должен брать на себя такую ответственность».

С нач. 1942 г. к П. неоднократно обращались представители противоборствующих сторон с просьбой о посредничестве в переговорах о мире между Германией и Великобританией. После вторжения в 1943 г. союзных войск в Италию важными задачами П. стали охрана Рима, стремление уберечь от бомбардировок население города и его культурные ценности. Папа выступил с предложением объявить Рим открытым городом. При приближении к Риму линии фронта он отверг предложение нем. оккупационных властей покинуть город. П. посещал кварталы, разрушенные бомбардировками, оказывал моральную и материальную поддержку жителям. После вступления в Рим союзников собравшиеся на пл. св. Петра верующие выразили П. благодарность и назвали его защитником цивилизации. В последние годы второй мировой войны и после ее окончания П. был одной из ключевых политических фигур в Европе.

Социальная доктрина католической Церкви была развита П. в серии радиопосланий, начиная с послания по случаю 50-летия энциклики «Rerum novarum» («La solennità della Pentecoste» от 1 июня 1941 - AAS. 1941. Vol. 33. P. 195-293). В радиовыступлении 24 дек. 1942 г. П. призвал католиков к «социальному крестовому походу» с целью утверждения в обществе достоинств и прав человеческой личности, обеспечения должного уровня жизни трудящихся, установления социальной справедливости и т. д. П. полагал, что новый социальный строй должен быть основан на христианском вероучении, т. е. на естественном праве и справедливости, но гарантировать их может только Церковь. Новым по отношению к учению его предшественников стало убеждение в том, что естественно присущее человеку право частной собственности должно быть ограничено законами, гарантирующими обладание этой собственностью всем гражданам без исключения. Несмотря на решительное осуждение крайних форм огосударствления, П. считал необходимым более активное участие государства в смягчении социального неравенства и в устранении злоупотреблений, связанных с владением собственностью.

П. полагал, что социальные реформы могут предотвратить повторение разрушительных войн. Основой концепции П., касавшейся послевоенного устройства мира, стала идея создания «христианской цивилизации», тесно связанной с восстановленной и оздоровленной Европой. В предрождественском радиопослании 1944 г. он определил свое отношение к демократии, указав при этом на связь между войной и тоталитарными формами правления. Говоря о взаимоотношениях общества и католич. Церкви, П. подчеркивал, что, хотя Церковь не должна выступать в качестве самостоятельной политической силы, она не может и оставаться в стороне от политики. Роль Церкви как наставницы определяет ее миссию. С целью подчеркнуть это ее значение на 2 консисториях (18 февр. 1946 и 12 янв. 1953) П. возвел в кардинальское достоинство 56 прелатов со всех континентов.

Понтификат П. характеризовался централизацией власти в Римско-католической Церкви, что послужило в ряде случаев причиной осложнений взаимоотношений Ватикана с католич. духовенством отдельных стран. После кончины в 1944 г. гос. секретаря кард. Луиджи Мальоне (1877-1944) П. решил не назначать его преемника; главными помощниками папы Римского в этот период были апостольские протонотарии Доменико Тардини (1888-1961, с дек. 1958 кардинал и гос. секретарь) и Джованни Баттиста Монтини (1897-1978, папа Римский Павел VI в 1963-1978), а должность гос. секретаря оставалась вакантной вплоть до смерти П. 29 нояб. 1952 г. Тардини и Монтини были назначены гос. просекретарями, но 1 нояб. 1954 г. П. возвел Монтини на Миланскую кафедру. С нач. 50-х гг. XX в. П. фактически отошел от управления Римско-католической Церковью и руководство осуществлялось неформальной группой из 5 куриальных кардиналов во главе с кард. Н. Канали (в т. н. Ватиканский пентагон вошли также Джузеппе Пиццардо (1877-1970), Клементе Микара (1879-1965), Адеодато Джованни Пьяцца (1884-1957) и Альфредо Оттавиани (1890-1979)).

Главную угрозу христ. цивилизации П. видел в коммунизме как в материалистической идеологии, отрицающей Бога и религию. В речи накануне выборов в Италии и во Франции (1946) он назвал лидеров левых партий разрушителями христ. цивилизации. Его обеспокоенность возрастала по мере усиления СССР в годы второй мировой войны и распространения советского влияния на страны Вост. Европы, что сопровождалось гонениями на Римско-католическую Церковь, арестами католиков (мирян и представителей духовенства, в т. ч. епископов) во мн. социалистических странах, ликвидацией греко-католич. церковных структур на Украине и в Румынии. Преследования католиков вызвала также революция в Китае. В связи с этим П. одобрил декрет «Quaesitum» Верховной конгрегации Sanctum officium от 1 июля 1949 г., запрещавший католикам под страхом отлучения оказывать любую поддержку деятельности компартий (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334). В связи с угрозой появления схизматических церковных структур в странах коммунистического блока П. декретом «Episcopus» от 9 апр. 1951 г. той же конгрегации ввел санкцию отлучения от Церкви для совершающих епископские рукоположения без папского мандата (AAS. 1951. Vol. 43. P. 217-218). Несмотря на это, в КНР была создана Национальная католическая Церковь Китая (с 1957 Китайская католическая патриотическая ассоциация), сформировавшая независимую от Рима церковную иерархию (подробнее см. в ст. Китай). Положению Римско-католической Церкви в Китае П. посвятил энциклики «Ad Sinarum gentem» от 7 окт. 1954 г. (AAS. 1955. Vol. 47. P. 5-14) и «Ad Apostolorum principis» от 29 июня 1958 г. (AAS. 1958. Vol. 50. P. 601-614).

Учительство Церкви, сформулированное П., легло в основу программ послевоенных христианско-демократических партий в Европе. Особое внимание П. уделял проблеме апостольства мирян. В 1939-1940 гг. П. осуществил преобразования в итал. орг-ции «Католическое действие», полностью подчинив эту организацию церковным структурам. К др. формам объединения мирян П. относился с подозрением. Тем не менее, поскольку движения католич. рабочей молодежи во Франции и в Бельгии были одобрены местным католич. епископатом, П. воспринял их позитивно. Однако в 1954 г. он выступил против т. н. священников-рабочих во Франции. С нач. 50-х гг. ХХ в. П. все больше испытывал влияние консервативных кругов Римской курии (т. н. римской партии). Это выразилось, в частности, в заключении конкордата с франкистской Испанией (1953). Попытки давления на итал. Христианско-демократическую партию (ХДП) с целью усилить ее правое крыло (в частности, в 1952, во время адм. выборов, П. поддержал правые силы в ХДП) вызвали расхождение П. с лидером ХДП А. Де Гаспери.

П. живо откликнулся на процессы деколонизации, получившие развитие после окончания второй мировой войны. В энцикликах «Evangelii praecones» от 2 июня 1951 г. (AAS. 1951. Vol. 43. P. 497-528) и «Fidei donum» от 21 апр. 1957 г. (AAS. 1957. Vol. 49. P. 225-248) П. признал право народов на независимость, стал активным сторонником преобразования миссионерских Церквей в поместные.

В ответ на большие изменения, происшедшие в обществе в связи со второй мировой войной, с послевоенным переустройством мира, научно-техническим прогрессом, П. выступал с многочисленными энцикликами, постановлениями и публичными обращениями, посвященными различным аспектам католич. вероучения и пастырской практики. Энцикликами «Mystici Corporis Christi» от 29 июня 1943 г. (AAS. 1943. Vol. 35. P. 193-248), «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. (Ibid. P. 297-325), «Mediator Dei» от 20 нояб. 1947 г. (AAS. 1947. Vol. 39. P. 521-595) и «Humani generis» от 12 авг. 1950 г. (AAS. 1950. Vol. 42. P. 561-578) П. конкретизировал ряд положений традиц. католич. учения в области богословия и литургики. В его понтификат были проведены реформы лат. богослужения (Миссала и Бревиария), наиболее заметными из к-рых стали сокращение службы Пасхального триденствия (декрет Конгрегации обрядов от 16 нояб. 1955), разрешение на служение мессы во 2-й половине дня и сокращение до 3 часов евхаристического поста (апостольская конституция «Christus Dominus» от 6 янв. 1953 - AAS. 1953. Vol. 45. P. 15-24, motu proprio «Sacram communionem» от 19 марта 1957 - AAS. 1957. Vol. 49. P. 277-278). Энциклика «Haurietis aquas» от 15 мая 1956 г. (AAS. 1956. Vol. 48. P. 309-353) была посвящена почитанию Святейшего Сердца Иисуса.

Особое почитание папой Римским Пресв. Девы Марии выразилось в том, что 31 окт. 1942 г. П. утвердил особую молитву-посвящение Ее Непорочному Сердцу (AAS. 1942. Vol. 34. P. 345-346). Во время юбилейного года (см. Annus sanctus) конституцией «Munificentissimus Deus» от 1 нояб. 1950 г. П. ex cathedra провозгласил догмат о взятии Пресв. Девы Марии с душой и телом в небесную славу (AAS. 1950. Vol. 42. P. 753-773), ставший последним на 2019 г. догматом, принятым в Римско-католической Церкви. Энцикликой «Ad caeli Reginam» от 11 окт. 1954 г. П. учредил праздник Марии Царицы (AAS. 1954. Vol. 46. P. 625-640). За время понтификата П. канонизировал 34 святых (в т. ч. папу Римского Пия Х (1903-1914), кор. Маргариту Венгерскую (1242-1270), Екатерину Лабуре), беатифицировал более 150 чел. (в т. ч. группы католических мучеников, пострадавших в Китае и во Вьетнаме).

Состояние здоровья П. значительно ухудшилось с 1954 г. Он умер в папской летней резиденции Кастель-Гандольфо. 13 окт. 1958 г. был похоронен в гротах Ватикана. 18 нояб. 1965 г., в период работы последней сессии Ватиканского II Собора (1962-1965), был начат беатификационный процесс П. (одновременно с беатификационным процессом папы Римского Иоанна XXIII (1958-1963)). В 1990 г. папа Римский Иоанн Павел II (1978-2005) провозгласил его «слугой Божиим», в 2009 г. папа Бенедикт XVI (2005-2013; см. Ратцингер) - «достопочтенным».

Исторические оценки личности и деятельности П. противоречивы. Начало дискуссиям положила пьеса нем. драматурга Р. Хоххута «Наместник» (1963), в к-рой был поставлен под сомнение вклад П. в миротворчество и гуманитарную помощь во время войны; папу обвиняли в замалчивании преступлений нацистов и фашистов. Эти обвинения были позднее подхвачены в ряде работ историков и политологов, особенно резко они прозвучали в советской историоrрафии (работы М. М. Шейнмана и И. Р. Гриrулевича). Вместе с тем мн. работы, написанные на основе архивных документов (П. Бле, М. Маркионе, А. Гаспари, Д. Тардини), воссоздают в полном объеме роль, к-рую сыграл П. в спасении евреев и антифашистов, аргументированно объясняют его сдержанность в годы второй мировой войны.

Соч.: Gesammelte Reden / Hrsg. L. Kaas. В., 1930; Discorsi е panegirici: 1931-1935. Mil., 1936; Atti е discorsi. R., 1940; Discorsi е radiomessaggi. Mil., 1941-1959. 20 vol.; Папские послания Льва XIII, Пия XI и Пия XII о положении трудящихся. Рим, 1942.
Ист.: Giordani I. Le encicliche sociali dei Papi: Da Pio IX а Pio XII. R., 19452; La corrispondenza tra il presidente Roosevelt е рара Pio XII durante lа guerra. Mil., 1948; Clément М. L'économie sociale selon Pie XII. Р., 1953. Vol. 2: Documents pontificaux; Friedländer S. Pie XII et le IIIе Reich: Documents. Р., 1964; Actes et documents du Saint-Siège relatif à la Seconde guerre mondiale / Éd. P. Blet e. a. Vat., 1970-1981. 12 vol.
Лит.: Halecki О., Murray J. F. Pius XII. L., 1954; Guerry É. L'Église et lа communauté des peuples: La doctrine de l'Église sur les relations intérnationales: L'enseignement de Pie XII. Р., 1958; Tardini D. Pio XII. Vat., 1960; Giordani I. Pio XII, un grande papa. Torino, 1961; Andreotti G. Pio XII. R., 1965; Esposito R. F. Processo al Vicario: Pio XII e gli ebrei secondo la testimoniaze della storia. Torino, 1965; Falconi С. Il silenzio di Pio XII. Mil., 1965; Veneruso D. Pio XII e lа Seconda guerra mondiale. R., 1969; Roche G., Saint-Germain Р. Pie XII devant l'histoire. Р., 1972; Pius XII: Zum Gedächtnis / Hrsg. H. Schambeck. В., 1977; Pio ХII / Ed. А. Riccardi. R.; Bari, 1984; Le chiese di Pio XII / Ed. А. Riccardi. Bari; R., 1986; Angelozzi Gariboldi G. Pio XII, Hitler e Mussolini: Il Vaticano fra le dittature. Mil., 1988; Garzia I. Pio XII e l'ltalia nella Secondo guerra mondiale. Brescia, 1988; Токарева Е. С. Фашизм, Церковь и католич. движение в Италии: 1922-1943. М., 1999; Blet Р. Pio XII e lа Seconda guerra mondiale negli Archivi Vaticani. Mil., 1999; Miccoli G. I dilemmi e i silenzi di Pio XII: Vaticano, Seconda guerra mondiale e Shoah. Mil., 2000; Gaspari А. Gli ebrei salvati da Pio ХII. R., 2001; Tornielli А. Pio XII: Il papa degli ebrei. Casale Monferrato, 20012; idem. Pio XII: Eugenio Pacelli, un uomo sul trono di Pietro. Mil., 2007; Marchione М. Pio XII architetto di расе. Casale Monferrato, 2002; Moro R. La Chiesa e lo sterminio degli ebrei. Bologna, 2002; Россия и Ватикан в кон. XIX - 1-й четв. ХХ в. СПб., 2003; Brandmüller W. L'olocausto nella Slovacchia е la Chiesa Cattolica. Vat., 2004; Россия и Ватикан: Сб. ст. М., 2007. Вып. 2; Wolf H. Il Papa e il diavolo: Il Vaticano e il Terzo Reich. R., 2008; L'eredità del magistero di Pio XII / Ed. P. Chenaux. Vat., 2010; Pius XI: Keywords: Intern. Conference June 9-10th 2009 at Milan / Ed. A. Guasco, R. Perin. Münster etc., 2010; Coppa F. J. The Policies and Politics of Pope Pius XII: Between Diplomacy and Morality. N. Y., 2011; Ventresca R. A. Soldier of Christ: The Life of Pope Pius XII. Camb., 2013.
Е. С. Токарева, А. Г. Крысов
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
  • АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
  • АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
  • АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)